Аналитическая справка за 2017 год (ОПР)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Защита прав и законных интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан1 в судах организована в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также с учетом Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденного приказом ФССП России
от 11.01.2016 № 1.

Работа по защите интересов службы в судах является одним из приоритетных направлений деятельности службы и находится на постоянном личном контроле руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан – главного судебного пристава Республики Дагестан.

Еженедельно начальник отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан докладывает руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан – главному судебному приставу Республики Дагестан о состоянии работы по организации судебной защиты интересов службы.

I. За 12 месяцев 2017 года в судах Республики Дагестан находилось на рассмотрении 24 исковых заявления на общую сумму 27 958 тысяч рублей. В 2016 году в судах находилось на рассмотрении 26 исковых заявлений к УФССП России по Республике Дагестан на общую сумму 63 676 тысяч рублей.

Таким образом, по сравнению с прошлым годом наблюдается уменьшение как количества исков, так и общей суммы исковых требований к УФССП России по Республике Дагестан.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года незначительно уменьшилось количество исковых заявлений, вытекающих из деятельности судебных приставов-исполнителей по принудительному исполнению исполнительных документов – 16 исковых заявлений (2016 год – 17 исковых заявлений).

Детальная разбивка исков по их предметной направленности представлена
в таблице, являющейся приложением к настоящей аналитической справке.

Фактическими основаниями, побудившими истцов обращаться в суд, явились:

бездействие или ошибочное восприятие факта бездействия судебных приставов-исполнителей при исполнении исполнительных документов;

ошибочное восприятие истцами незаконности действий судебного пристава-исполнителя;

желание получить причитающуюся денежную сумму не
с неплатежеспособного должника, а с государства в лице Службы судебных приставов (Министерства финансов Российской Федерации).

В 2017 году отсутствуют дела, пересмотренные Верховным судом Российской Федерации по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В 2017 году работники отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан не принимали участия в судебных процессах по искам к УФССП России по Республике Дагестан посредством использования систем видеоконференцсвязи в связи с отсутствием возможности в Арбитражном суде Республики Дагестан организовать видеоконференцсвязь в назначенное время.

Анализируя иски, находившиеся на рассмотрении в судах в 2017 году, полагаем необходимым представить следующую судебную практику, разбив на категории по предметной направленности.

II. Результаты анализа складывающейся в 2017 году судебной практики показали, что по сравнению с прошлым годом наблюдается заметное уменьшение количества предъявленных в суды Российской Федерации заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц УФССП России по Республике Дагестан.

Так, в 2017 году судами Республики Дагестан рассматривалось 328 заявлений, что на 15 заявлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года (343 заявлений). Количество удовлетворенных заявлений также уменьшилось на 5 заявлений (График № 1).

Фактическими основаниями, побудившими заявителей обращаться в суд, явились:

бездействие или ошибочное восприятие факта бездействия судебных приставов-исполнителей при исполнении исполнительных документов;

вынесение незаконного постановления, которое по своему содержанию ущемляет права и нарушает законные интересы заявителя;

ошибочное восприятие заявителями незаконности действий судебного пристава-исполнителя;

неосведомленность заявителей о проводимых (проведенных) исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения;

грубое обращение работников структурных подразделений УФССП России по Республике Дагестан с лицами, участвующими в исполнительном производстве (например, отказ в даче адекватных разъяснений о совершаемых действиях в рамках исполнительного производства; нежелание идти на законные “компромиссы” без достаточных на то оснований и т.п.).

Большая часть заявлений предъявлена в суды общей юрисдикции – 253 заявление (78,6 %). Арбитражным судом Республики Дагестан рассмотрено 70 заявлений, что составляет 21,4 % от общего количества заявлений.

Из 328 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц УФССП России по Республике Дагестан наибольшее количество заявлений связаны с деятельностью судебных приставов-исполнителей (308 заявления).

В сравнении с 2016 годом наблюдается заметное уменьшение количества заявлений об оспаривании действий по линии административной практики (на 32 заявления), бездействия судебного пристава-исполнителя (на 19 заявлений), действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению (отказу в возбуждении) исполнительного производства (на 15 заявлений), действий по аресту имущества должника (на 10 заявлений). При этом следует отметить, что на фоне снижения общего количества предъявленных в суды заявлений наблюдается заметное увеличение количества заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (на 35 заявлений).

В 2017 году судами Республики Дагестан признаны обоснованными 15 заявлений, которыми оспаривались бездействия судебных приставов-исполнителей (6 заявлений), постановления о взыскании исполнительского сбора (3 заявления), действия по возбуждению (отказу в возбуждении) исполнительного производства (1 заявление), действия по реализации арестованного имущества (1 заявления), действия по хранению арестованного имущества (1 заявление), действия по обращению взыскания на денежные средства должника (1 заявление), действия по окончанию исполнительного производства (1 заявление), действия судебного пристава-исполнителя по иным основаниям (1 заявление).

Как показывает судебная практика, основаниями для удовлетворения заявлений о признании незаконными действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей являются не совершение судебными приставами-исполнителями всех предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительных действий и неприменение мер принудительного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора до истечения срока для добровольного исполнения, нарушение порядка хранения и реализации арестованного имущества и т.д.

В отношении должностных лиц Управления, чьи действия (бездействие) привели к удовлетворению заявлений, были приняты все необходимые меры реагирования в соответствии с правовыми актами ФССП России.

Анализируя заявления о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления в 2017 году, необходимо представить следующую судебную практику, разбив на категории по предметной направленности.

III. При выработке позиции УФССП России по Республике Дагестан
по конкретному исковому требованию работники отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП России по Республике Дагестан используют полученные рекомендации центрального аппарата ФССП России и судебную практику.

В ряде случаев такие рекомендации позволяют оперативно найти решения судов по аналогичным делам, составлять обоснованные возражения (отзывы), указывать о наличии таких решений судов в отзывах (возражениях) на иски или представлять суду для сведения копии решений судов.

 

 

При защите интересов УФССП России по Республике Дагестан положительное влияние оказала судебная практика Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

IV. В УФССП России по Республике Дагестан с целью оказания правовой помощи и снижения количества исков к службе судебных приставов на постоянной основе проводится работа по обобщению судебной практики по защите прав и законных интересов службы судебных приставов. Результаты обобщения направляются в структурные подразделения УФССП России по Республике Дагестан для изучения и применения в практической деятельности.

С учетом того, что нередко основанием для удовлетворения заявлений являются непрофессиональные действия судебных приставов-исполнителей, которые во многом связаны с неосведомленностью о необходимых процедурах проведения исполнительных действий, отделом правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП России по Республике Дагестан на постоянной основе совместно с другими отделами аппарата в структурные подразделения направляются информационные письма, даются разъяснения по тем или иным вопросам исполнительного производства.

Указанные меры позволят снизить негативное влияние факторов юридического (неоднозначность правового регулирования, противоречивость судебной практики) и фактического (низкий уровень правовой грамотности должностных лиц, ненадлежащая организация работы) характера на выполнение установленных показателей деятельности.

V. За январь-декабрь 2017 года в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан поступило три частных определения судов.

VI. В отчетном периоде в Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан поступило одно предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (запрос котировок на приобретение горюче смазочных материалов, извещение от 07.03.2017 №0103100018117000068).

Указанное предписание было вынесено в соответствии с решением заседания комиссии УФАС по Республике Дагестан от 23.03.2017 № 281 ЗК-2017, принятого при рассмотрении жалобы. Жалоба была признана обоснованной, в документации были выявлены нарушения п.1 ч. 1 ст. 73 Федерального закона 44-ФЗ.

Нарушения в сфере контрактной системы закупок, указанные в предписании УФАС по Республике Дагестан, были устранены, в частности, внесены изменения
в документацию по осуществлению закупок (извещения о проведении электронного аукциона, запроса котировок, конкурса).

1

Время создания/изменения документа: 02 июля 2019 20:03 / 04 июля 2019 14:29

Версия для печати